Хроники  Пьянство в искусстве  Пьянство в искусстве

Пьянство в искусстве

Пьянство всегда считалось пороком, а пьяницы постоянно были источником для многочисленных анекдотов, поучительных баек, которые регулярно печатали на страницах газет. Смешные сюжеты о пьянстве были и на лубочных картинках, и на гравюрах именитых художников (фото).

Впрочем, народная беда давала повод не только для зубоскальства. Ф. М. Достоевский в «Записках мертвого дома пишет, что главная цель алкоголя – отнять разум. Задумав повесть «Пьяненькие», писатель создал великий роман «Преступление и наказание», в котором муки совести пьяницы Мармеладова оттеняют трагедию души Раскольникова". И если Н.В. Гоголь изображал отрицательных персонажей подвыпившими, чтобы подчеркнуть их никчемность, ограниченность, недееспособность, то у Ф.М.

Достоевского пьянство всегда связано с нравственными проблемами. Немногие из его героев способны реализовать свои возможности, найти свое место в жизни, и поэтому ищут искусственное облегчение в кабаке.

Водку (анисовую, кардамоновую и самую, что ни на есть, – обыкновенную) пьют и герои произведений М. А. Булгакова «Дни Турбиных», «Иван Васильевич меняет профессию», «Собачье сердце». Причем любое застолье обрамляется автором целой вереницей розыгрышей и пародий.

В Советском Союзе проблема алкоголизма особенно остро встала в середине 60-х годов.Алкоголь подрывает здоровье и лишает общество талантливых и одаренных людей. Например, свою губительную роль алкоголь сыграл в жизни многих певцов, писателей, актеров, в том числе Олега Даля, Влади́мира Высо́цкого….

Причем пить ухищрялись везде, даже в тюрьме (фото самогонной установки, изъятой из камеры следственного изолятора). Поэтому борьбе с пьянством уделяли особое внимание: взывали к совести пьющих, пьяниц подвергали моральному осуждению, применяли к ним трудотерапию и особую систему принудительного лечения от алкоголизма. Все это нашло отражение в советском изобразительном искусстве (антиалкогольные листовки и плакаты), кино (фильмы Леонида Гайдая: «Самогонщики, «Пес Барбос и необыкновенный пес», «Опера́ция „Ы“ и други́е приключе́ния Шу́рика», «Кавказская пленница»; Эльдара Рязанова - «Иро́ния судьбы́, и́ли С лёгким па́ром!»; Георгия Данелия - «Афоня»), литературе (повесть Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки"), на эстраде (миниатюры Аркадия Райкина, Михаила Евдокимова) .

Комментариев: 0



Добавить комментарий